KOMINAROD.RU
   Карта сайтаПишите
KOMINAROD.RU
Новости на славянских языках
Новости на национальных языках
Новости наших пользователей
Статьи
Опрос
Новости МАФУН

Статьи

Что наша жизнь удмуртская?.. Игра!

Автор: Федор БЕРЕЗИН
Дата публикации: 31.07.2006
Язык статьи: Русский



Игра (Эгра как поселение) впервые упоминается в 1615 году в списке дозорных книг. Но открытия археологов показывают, что на территории Игринского района люди поселились в очень давние времена. На реке Лозе близ деревни Среднее Шадбегово обнаружены поселения 5-4 в. до н. э. - эпохи неолита. Массовое заселение нынешней территории Игринского района происходило в 16-17-м веках.


Из двух зол...

Предки, жившие в 17-м веке в этих краях, писали множество жалоб царю в Москву, Новгородский и другие приказы. Сколько раз удмурты делегировали смельчаков-челобитчиков, чтобы защитить себя от воевод, старост, толмачей, от захвата их земель русскими, татарами, монастырями. Не один раз они подавали челобитные в Новгородский приказ о хищничестве и бесчинствах воеводы Римского-Корсакова, просили его допросить, но каждый раз их челобитные воевода прикрывал контрчелобитными. Царское правительство не вникало в положение удмуртов и не принимало мер для улучшения их жизни. Местные жители платили ежегодные налоги государству, вносили деньги на содержание воевод и прочих служивых людей-взяточников. Они несли федеральную повинность, привлекались на постройку крепостей, дорог. С начала 17-го века на бедные слои удмуртов распространяется рекрутская повинность. Подворная подать заменяется на еще более грабительскую, подушную.

«Жизнь предлагала удмуртам, оказавшимся в окружении русского населения, две альтернативы, - пишет в книге «Удмурты», вышедшей в 1999 году, этнограф Маргарита Гришкина. - Первая - покинуть родные места, начинать свое хозяйство на новом месте. Вторая - более легкая, но требовала отказаться от веры, языка и обычаев предков, перехода под покровительство христианства».

Об удмуртах того периода русский этнограф И.Н. Смирнов замечает: «Он терпит, а когда терпеть становится не под силу, уходит искать лучших мест».

Пример тому - перемещения рода Эгра. Этот этноним, по предположениям ученых, имеет связь с коми названием обских угров- йогра. С языка манси Эгра переводится как род (племя) Волка. Этот род первоначально проживал на реке Вятке, откуда ушел в Карино нынешней Кировской области, затем переселился в места нынешней Игры. Время переселения с Вятки - 400-500, из Карино - 350-400 лет. Но неосвоенных мест становилось все меньше, и удмуртам, по натуре доброжелательным, смирным, оставалось переселяться в близлежащие к деревням хутора, починки и тем самым принимать второй вариант. У каждой из этих альтернатив были, конечно, плюсы и минусы. О некоторых из них поговорим ниже.

 


Вдоль по тракту, по Сибирскому

История государства Российского с его малыми и большими народами неотделима от истории его главной дороги - Сибирского тракта, соединившего в 18-м веке европейскую часть империи с Сибирью. Купцы с запада ездили по этой дороге на Ирбитскую ярмарку, открытую еще в 1649 году. Чем в этом плане уникальна Удмуртия, в частности, ее игринский край? Известно, что в первой половине 18-го века тракт проходил через Яр, Глазов, Балезино, Полом, Зуру и Дебесы. Во второй половине того же века, с открытия Московской, южной ветки, трасса стала проходить из Казани через Сюмси, Селты, Игру и Дебесы. Зура Игринского района стала единственным узлом, соединившим прежний и новый тракты одной большой дороги. Ежегодно через Сибирский тракт проезжало 20 тыс. пассажиров, 18 тыс. арестантов, провозилось свыше 50 тыс. тонн различных грузов.

После возведения дороги началась постройка этапных тюрем, зданий ночлежек, учреждений почты, ямских станций. Цивилизация вторгалась в повседневную жизнь и быт местных жителей. Удмурты стали заниматься ямщичеством, извозом, на своих лошадях перевозили пассажиров, грузы, почту. Царское правительство целенаправленно проводило христианизацию, русификацию населения. Одой из первых в 1795 году была сооружена церковь Пресвятой Троицы в с. Елово Ярского района, в 1826 году - Вознесенская церковь в с. Узи Селтинского района. Не забывало оно и о каринских татарах: в с. Кестым появилась мечеть. Оставил память о себе будущий император Александр Второй - знаменитыми царскими березами, посаженными по всему Сибирскому тракту, и мемориалом в свою честь, построенным в Поломе. Великая дорога, прозванная в народе «кандальной», веками формировалась как сочетание национальных культур и отражение жизни государства. Сибирский тракт, с сохранившимися березами, этапными избами и казармами, храмами и мечетью, молчаливо свидельствует о событиях, происходивших на дороге, хранит память о вольных и невольных путешественниках.

 


Каким я был и что со мною стало

«Вужгурт - это старинное село, жителей в нем очень мало, всего-навсего 33 усадьбы, - повествовал в вышедшей в 1925 году книге «Вужгурт» Кедра Митрей.- Вновь сложившиеся семьи уходят в другие деревни, хутора. Кроме удмуртов здесь проживают две русские семьи. В одном конце деревни живут попы, торговцы и прочие богатеи...»

По историческим сведениям, церковь Иоанна Богослова в селе появилась за пять лет до революции. Ее строительство, начавшееся в 1907 году, шло, видимо, на глазах будущего удмуртского писателя, уроженца Вужгурта - Игры Дмитрия Корепанова, очень живо рассказавшего в своей книге о годах учебы в церковно-приходской школе у местного дьякона. Других примечательных сооружений, производств в волости не имелось. Разве что здание волостной управы, базарная площадь, Сергиевский стеклозавод, образованный на месте бывшей винокурни в 1852 году предпринимателем Сергиевым и выпускавший оконные стекла.

Сегодняшнюю Игру не сравнить с той, о которой писал основатель удмуртского романа Кедра Митрей. В Игре теперь не 33 двора - более 20 тыс. жителей. Развита сеть культурно-оздоровительных, образовательных, торгово-сбыточных учреждений. Работают предприятия переработки сельхозпродукции, нефтедобычи, автопассажирские и ремонтные участки. Район - одна из экономически богатых сельских территорий. Игринская земля славится своими знаменитыми людьми: Героем Советского Союза С.М. Стрелковым, профессором, ректором ИГМА Н.П. Стрелковым, писателями и поэтами А.В. Лужаниным, П.К. Поздеевым, С.А. и Г.К. Перевощиковыми и другими.

Бесспорно, вхождение удмуртов в российское государство помогло им достичь хороших результатов в образовании, здравоохранении, в культурном и экономическом развитии. Но, на взгляд ученых, и я согласен с этим утверждением, на современное этническое самосознание большое воздействие оказывает историческая память народа. Для удмуртов, по мнению специалистов, она связана с потерей независимости еще на стадии раннеклассовых отношений, в 13-14-м веках, до официального вхождения их в состав Российского государства. Тогда произошла потеря руководителей родов и племен, иначе - ликвидация патриархально-феодальной верхушки удмуртского этноса. В дальнейшем - насильственная христианизация и русификаторская политика царской власти; сталинские репрессии 30-х годов, уничтожившие национальную интеллигенцию, еще более усугубили положение удмуртов. (В 1937 году был репрессирован и Кедра Митрей). Видимо, последствия всех этих событий и факторов зафиксировались в особенностях самосознания и психологии этого народа. Поэтому, считают ученые, у значительной части людей коренной национальности заметен низкий уровень самосознания, и в то же время наблюдается высокая степень тревожности, неустроенности в жизни. Чувство собственного достоинства, значимости языка, культуры, своей истории трудно восстановить после того, как оно было почти утрачено. Но не думается, что все уже потеряно.

 


Игринский вариант

Есть несколько путей, с которых, в частности, удмурты могли бы начать восстанавливать понимание значимости собственного «я». В этом смысле «окно» в душу народа могла бы прорубить начавшаяся в республике подготовка к 450-летию вхождения удмуртов в состав Российского государства. Этих путей несколько. Основной, думается, - более полная реализация закона о языках на всей территории республики. Игринцы, помимо этого, определили свой маршрут познания истории края, возрождения обычаев, традиций, культуры коренного населения. Здесь уже третий год работает программа «Культура как ресурс социально-экономического развития района». В ней реализуются богатое наследие удмуртов, культурно-исторический потенциал Сибирского тракта, ставшие основой для туристических образовательных и просветительских программ.

- Отдел культуры совместно с работниками районного краеведческого музея, Центра удмуртской культуры разработал туристический маршрут «Клубок дорог», в котором тесно переплетаются идеи еще двух утвержденных в районе и выигравших в республике премии проектов - «Эгра пужыос» («Игринские узоры») и «Песни Сибирского тракта», - рассказывает начальник отдела культуры Анатолий Чирков. - Наша задача - не только сохранить, но и использовать историко-культурную ценность сохранившихся участков Сибирского тракта, архитектурные памятники, культурное наследие, обычаи, промыслы, песни и танцы проживающих здесь народов.

В туристический маршрут входит посещение уникальной художественной галереи, музея центра творчества «Эгра пужыос» в п. Игра, этапной тюрьмы в д. Бачкеево, Центра удмуртской культуры - архитектурно-этнографического музея под открытым небом в д. Сундур. Дальше экскурсионные автобусы выедут в деревню Кабачигурт, жители которой до сих пор хранят песни Сибирского тракта на русском и удмуртском языках. Маршрут завершится в Зуре, на стыке северной и южной государевой дороги, где издавна проводились большие торговые ярмарки. По этому маршруту в июне прошел районный фестиваль, посвященный песням Сибирского тракта. Игринцы рассчитывают, что мероприятие получит широкий резонанс и перерастет в республиканское, слух о добрых делах разлетится по всему тракту бывшей российской империи.

- Считаю, что в районе принят хороший план по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 450-летию вхождения Удмуртии в Россию, - делится глава МО «Игринское» Василий Леконцев. - Включились абсолютно все муниципальные образования, крупные предприятия, средний и мелкий бизнес. Цель - превратить свои дома, территории в цветущие уголки, а район - в цветущий край в буквальном и переносном смысле. Намерены работать над удмуртскими названиями предприятий, учреждений, торговых точек.

Василий Поликарпович прекрасно говорит на удмуртском, увлеченно рассказывает о новаторских замыслах работников культуры района, которые очень серьезно относятся к подготовке и проведению запланированных мероприятий. Перечислил их с удовольствием. Похвалил жителей поющей деревни Сеп, где планируют открыть парковую зону для встречи гостей, туристов. Испокон веков славился народ в этих краях трудолюбием, мастерством, промыслами. В знак почитания традиций предков в некоторых населенных пунктах пройдут районные тематические фестивали.

В плане подготовки к юбилею, помимо культурных мероприятий, предусмотрен большой объем строительных работ. Это строительство бассейна со спортивным залом, родильного дома в Игре, газификация райцентра и некоторых сел, деревень. В частности, газ должен прийти в Чутырь, Кабачигурт - те хозяйства, где труженики добиваются значительных показателей в производстве сельскохозяйственной продукции.


Источник: "Удмуртская правда"



Ваше мнение
Ваши дети знают/изучают какой-либо финно-угорский язык?
ФИННО-УГРЫ

Финно-угры - этноязыковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек.

В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финскую группу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. К отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

Подробнее



   ©Kominarod.ru,2003-2011
   Сайт работает на NetCat 2.4
   Rambler's Top100
   Design: Yreane
   Programming: MipH